Драгоценные приборы берегли, держали в футлярах: "Ставик, а в нем 12 ножей, черены рыбьи, оправлены серебром" (опись имущества боярина Никиты Романова). Кстати, кулинария в те времена была довольно-таки популярна.
Не совсем верно утверждение некоторых исследователей, что даже царский стол в XVII в. не знал вилок. В 1695 г. в столовую палату для святого патриарха были выданы: "нож чугрей усольного дела рыбья щадра (щадра — сердцевина моржового клыка. — Прим. авт.), припой и жук серебряной сканной с финифтью, да вилка черен рыбья щадра припой и наконечник серебряной с чернью"; для гостей патриарха — "14 вилок черены рыбьи с щадрою оправа серебряная с чернью, серединки золочены" (Писарев Н., 1904). Вилки были двузубы и давались знатным гостям.
Вина, водки, меды и напитки приносили из сытных палат в ендовах, мушормах, ведрах, ковшах, кувшинах, воронках, четвертинах, братинах, сулеях (рис. 6—10). Мушорма, близкий к ендове сосуд с носком и ручкой, в настоящее время забыт. А вот кувшины практически не изменили своей формы. Были кувшины серебряные с крышкой (воронки). Из братин пили, черпая вино ковшами, черпальцами. Упоминаются братины только в письменных памятниках XVI в., но распространены были в эпоху домонгольской Руси и имеют восточное происхождение.
Сулеи — бутылки продолговатой формы с узким горлышком и цепью, за которую они подвешивались к поясу в дороге.
Пили из кружек (цилиндрический сосуд с ручкой и крышкой, 1/8 ведра или 1/2 четь братины), чаш (круглые сосуды иногда с рукоятью), кубков, рогов, чарок и чар (является русским изделием, хотя само название позаимствовано из тюркского языка), достаканов (предки современных стаканов). Высокие цилиндрические или призматические, с круглым или плоским дном на ножках и поддоне кубки (от слова "куб" — "чан") применялись и в качестве столовой посуды, и для украшения помещений: сосуды в виде петуха, челнока, рога и др.
В заключение стоит лишь добавить, что рукомойники и лохани применялись для омовения рук и губ во время торжественных застолий.